УКРАИНА: ДВЕ НЕДЕЛИ ДО ФИНАЛА?

«Выборы, выборы, кандидаты пи… (цензура)»

Президентские выборы в/на Украине состоятся через две недели, 31 марта 2019 года. Тема – супер актуальная, важная для России и, одновременно, не имеющая социологически подтвержденных прогнозов. Самое интересное, что подобных прогнозов не может быть «по определению». Для этого достаточно упомянуть ряд обстоятельств, в условиях которых эти прогнозы осуществляются.

Во-первых, от 70 до 95 процентов населения «незалэжной» не хочет отвечать на вопросы интервьюеров. То есть, что и о чем они думают – тайна, зачастую и лично для них.

Во-вторых, два основных претендента, Тимошенко и Порошенко, имеют очень близкий отрицательный рейтинг, который значительно выше уровня поддержки, необходимого для победы во втором туре. Реальность такова, что выход данных «политических лидеров» во второй тур может банально привести к коллапсу избирательной системы. Ибо ни науке, ни практике, ещё не известны случаи выхода во второй тур кандидатов, имеющих свыше 50% реального антирейтинга.

В третьих, по мнению большинства экспертов, победу одержит тот кандидат, который сможет «защитить результат». А именно, обладает силовым ресурсом и способен воспрепятствовать массовым фальсификациям, к которым склонны оба формальных лидера.

Итак, первая тройка. Это, в алфавитном порядке, Зеленский, Порошенко и Тимошенко. Реальный силовой ресурс имеют лишь двое (Порошенко и Тимошенко), чьи команды уже сегодня вступили в жесткое противоречие, активно срывая друг другу формирование электоральных «пирамид» и «сетей». При всем нонконформизме этого противостояния, с учетом антирейтинга, это борьба не за победу, а за право поучаствовать во втором туре. Дальнейшая победа любого из этих кандидатов – крайне сомнительна просто в силу того, что их антирейтинг (неприятие избирателями) в несколько раз превышает уровень поддержки.

В результате, остается лишь один, из числа кандидатов, имеющих шанс оказаться во втором туре. Это Владимир Зеленский. Его ставка – на реальный отрыв от остальных претендентов, выражающийся значениями, которые не возможно «поправить» с помощью административного ресурса и иных «политтехнологий», носящих откровенно незаконный характер. Сегодня, с учетом противостояния Порошенко и Тимошенко «на местах», его отрыв от основных претендентов должен составлять не менее 20% голосов.

Насколько реален данный вариант? На сегодняшний день, с учетом личной ангажированности большинства украинских экспертов, в равной мере вероятны следующие сценарии развития событий в первом туре. В качестве основного, прогнозируется выход Тимошенко и Зеленского во второй тур. В итоге, «сговор», результатом которого станет превращение Украины в реальную парламентскую республику, с минимальными функциями Президента (Зеленский) и значительными функциями премьер-министра (Тимошенко). Реализация данного сценария требует формирования осенью 2019 года парламентского большинства, что для данного дуумвирата вполне реалистично.

Второй сценарий подразумевает выход во второй тур Зеленского и Порошенко. Если заранее отбросить различные силовые варианты (начиная с введения военного положения), то победа Зеленского будет ещё более вероятна, чем в первом случае. Итог: все тот же «торг» с Тимошенко в ходе парламентской кампании, но с заведомо более сильной позиции, хотя и с прежним результатом.

Наименее вероятный результат – второй тур между Порошенко и Тимошенко. В данном случае, и в условиях высоких антирейтингов «финалистов», третье место Зеленского позволит ему достаточно жестко «торговаться» за условия поддержки, и в результате обеспечить лояльность победителя формированию собственной фракции в Верховной Раде – 2019. С учетом того, что поддержка Зеленским Порошенко практически исключена – победителем оказывается Юлия Владимировна.

Существует, однако, и четвертый сценарий развития событий после 31 марта 2019 года. Его суть проста – это или победа Зеленского в первом туре с результатом свыше 50% (маловероятно, но возможно именно для него, в отличие от других претендентов), либо его же победа с результатом, близким к 50%. Оба варианта подразумевают, как минимум, высокий уровень общественного доверия, который позволит сформировать достаточно значительную фракцию с Верховной Раде.

Это позволит Зеленскому, и стоящим за ним финансово-промышленным кругам, вести с оппонентами «торг» с позиции «силы». Кстати, именно этот вариант в общем-то, по мнению большинства экспертов, позволит избежать глобального силового противостояния по «защите» результатов выборов, так как подобное преимущество невозможно нейтрализовать административными и политтехнологическими методами.

Вариант с безоговорочной победой Зеленского вполне устраивает и условный «Запад». Если Российская Федерация в принципе не делала решающей ставки, формально объявив о поддержке Юрия Бойко как наиболее умеренного (из тех, кто имел шансы получить весомый результат) и «предупреждающе загнобив» осенними санкциями его основных юго-восточных оппонентов, то европейские и американские спонсоры украинского режима оказались в сложной ситуации. С одной стороны, они не могут официально отмежеваться от Порошенко и отказать ему в праве апеллировать к их поддержке. С другой, все их основные претенденты на украинский «трон» столь сильно ненавидят друг друга и имеют огромный блок внутренних противоречий, что, например, избирательный финал «Тимошенко» — «Порошенко» вполне реально может привести к вооруженным столкновениям сторонников и очередному майдану, просто потому что оба претендента опираются на либо относительно, либо абсолютно незаконные методы ведения кампании, а также имеют колоссальный антирейтинг. И, самое главное, в попытке не признать результат голосования, как собственный, так и оппонента, будут апеллировать именно к западным союзникам, а точнее, различным кругам и группам на Западе, сталкивая их между собой. Тем самым, «подставляя» коллективный «Запад» под украинские разборки, что никому не нужно.

Таким образом, победа Зеленского – это сравнительно безболезненное, и даже электорально одобряемое, решение «Западом» украинской проблемы. Которое, кстати, в силу происхождения и публичной позиции Зеленского, вполне можно выдать за уступку России в украинском вопросе.

А что Россия? Официальной позиции Российской Федерации в отношении конкретных кандидатов на пост Президента Украины не было, нет, и не будет. Просто потому, что ни один из них не занимает пророссийской позиции. И не может занять, так как, вне зависимости от реального общественного мнения, которого никто не знает, даже официальное украинское законодательство запрещает агитировать в пользу сближения с Российской Федерацией. Именно поэтому Россия в принципе согласна с любым выбором украинских граждан. Просто победа Порошенко – это быстрая, но вероятно жесткая, развязка украино-российских противоречий за счет, практически исключительно, украинского народа. Тимошенко – это «торг», более длительный и сложный, своеобразное продление агонии. Зеленский – это, с одной стороны, ещё большее затягивание агонии, а с другой, возможность процессу агонии перерасти в наиболее мягкий вариант интеграции Украины в Евразийское экономическое и политическое пространство под эгидой России.

Говорят, что политика – это концентрированное выражение экономики. Брешут, однако! Ибо современная украинская политика, выраженная устами всех основных претендентов на пост Президента Украины, имеет вполне выраженный про-американский и про-европейский вектор развития. Вектор, который противоречит уже российским национальным интересам, и в политике, и в экономике. В результате, вполне логично, Украина теряет, и будет терять, рынки сбыта своей высокотехнологичной продукции, продолжит оставаться объектом финансово-товарной экспансии России (которой в рамках глобального мира всегда будет подвергаться любая малая экономика со стороны соседней большой) и оставаться «разменной фигурой» в большой геополитической борьбе между Российской Федерацией её оппонентами.

С учетом менталитета, национального, религиозного и языкового состава населения, а также специфики географического положения и исторической судьбы, Украина – это часть сферы российского экономического и политического влияния. Единственная возможность для Украины сохраниться в качестве промышленного и технологически развитого государства – это интеграция в экономическое пространство постсоветских государств. Примеры? Белоруссия, Казахстан, Азербайджан… Умному будет достаточно посмотреть товарооборот этих государств с Россией и его структуру. В противном случае, и вне зависимости от исхода выборов Президента Украины и Верховной Рады в 2019 году, ситуация, рано или поздно, приведет к результату, столь экспрессивно и не совсем политкорректно отображенному на карикатуре ниже.

Самсонов А.И., научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник НИИ проблем социального управления


Notice: Undefined variable: instance in /var/www/u0863914/data/www/archive.ifregion.com/wp-content/themes/mh-magazine-lite/single.php on line 11

Notice: Undefined variable: args in /var/www/u0863914/data/www/archive.ifregion.com/wp-content/themes/mh-magazine-lite/single.php on line 31

Похожие записи


Notice: Undefined variable: args in /var/www/u0863914/data/www/archive.ifregion.com/wp-content/themes/mh-magazine-lite/single.php on line 82

Notice: compact(): Undefined variable: limits in /var/www/u0863914/data/www/archive.ifregion.com/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 853

Notice: compact(): Undefined variable: groupby in /var/www/u0863914/data/www/archive.ifregion.com/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 853