«Дело молодое…»?

День Молодежи и День России – праздники, достаточно «молодые» и, одновременно, значимые и взаимосвязанные. Что интересно, эту взаимосвязь любой, вне зависимости от идеологической или политической позиции, признает. Вот только выводы и рекомендации каждый делает свои….

В июне есть вполне официальный, и даже когда-то достаточно широко известный, праздник. И это отнюдь не День России 12 числа. Это – день Молодежи. Праздник, с которым даже формальная смысловая связь Дня России устанавливается легко и непринужденно. Если формулировать кратко, опустив промежуточные звенья логической цепочки, то: есть российская молодежь – есть Россия, нет ….

Что такое российская молодежь сегодня и как она себя позиционирует – ключевой вопрос. Замечу, что не один из важнейших и т.п., а именно – ключевой. Просто потому, что исключительно от того, какое поколение и с какой «суммой взглядов» подрастает сегодня и вырастет завтра – прямо зависит будущее страны. И, как бы не хотелось тем, кому сегодня слегка за 40 или 50, верить в то, что будущее зависит от них, история и социология утверждают обратное. Наше будущее – в руках молодежи, то есть тех, кому сегодня от 16 до 30 лет. Тех, кто уже завтра начнет замещать сегодняшних управленцев, научных сотрудников, специалистов разного профиля на их рабочих местах. Мы сегодняшние, лишь формируем настоящее, и пытаемся воздействовать на будущее опосредованно – руками молодежи.

Эта ситуация повторяется, из десятилетие в десятилетие. Всегда есть те, кому 40 – 50 лет, занимающие основные управленческие посты и «принимающие решения», и те, кто считается молодежью. К сожалению, исторический опыт прошлых эпох показывает, что проблема конфликта «отцов и детей» ещё менее разрешима, чем создание искусственного интеллекта. Как результат – мощные социальные конфликты, повсеместно возникающие с периодичностью 20 – 30 лет там, где удельное количество молодежи в стране превышает определенный порог, и «массовое бегство» там, где молодежи численно не хватает для социального бунта. Самое интересное, что пик рождаемости в СССР, пришедшийся на 1979 – 1983 гг., породил поколение, результатом действий которого стала «Путинская Россия», как альтернатива беспределу 90-х и, одновременно, «псевдо СССР» для поколения, не знавшего советских реалий.

Не стоит ни идеализировать, ни осуждать это поколение – просто потому, что их патриотизм был сугубо утилитарен, а конформизм вызван стремлением «жить стабильно». В нем одновременно проявились две основные «родовые травмы» стартового периода. С одной стороны – отторжение принципов, ценностей и поведенческих моделей «лихих 90-х» (которые были продуктом деятельности родившихся в 60-е и 70-е). А с другой – стремление к «стабильному капитализму» из рекламных роликов, запомнившихся с детства, то есть прагматичному «капитализму с человеческим лицом», ибо большинство поколения помнит бесплатное образование, медицину, дешевый общественный транспорт и ЖКХ как минимум, на уровне «детских воспоминаний».

Любое государство, в том числе и в лице муниципальных и региональных властей, стремится влиять на молодежь в своих интересах. Вкладываемые в эту воспитательную работу смыслы и приоритеты являются продуктом своей эпохи и реализацией существующих возможностей. Поэтому не случайно, что следствием краха 90-х, когда страна стремительно утрачивала все, что было создано в предшествующий период, от экономики и науки до социальных и нравственных стандартов, стало резкое усиление патриотического и военно-исторического воспитания. Там, где окружающая реальность дает слишком мало примеров для подражания, вполне уместной становится апелляция к по-настоящему великому прошлому народа и государства. И результат был достигнут, сформировав у значительной части населения такое восприятие реальности и действий России на мировой арене, которое оппоненты с явным недовольством констатировали как возрождение «имперского духа».

Однако времена меняются, и вместе с ними меняются поколения молодежи. Сегодня большинству экспертов и аналитиков понятно, что предстоящее противостояние будет не только и не столько противостоянием военным, сколько противостоянием экономическим, научно-техническим и социальным. «Будущее» выиграет тот, кто сегодня создаст условия для молодежи в этих областях.

Патриотизм бывает разным. Например, утверждение о том, что русский язык стал одним из основных в американской «силиконовой долине», в чем-то не менее патриотично, нежели воспоминания участников Великой отечественной. И, кстати, ставит под сомнение всю критику старой советской системы образования. Или, по крайней мере, заставляет задуматься о том, почему выпускников советских и российских ВУЗов, занимавших столь невыразительные места в «распиаренных» мировых рейтингах и обучавших по «старым» программам, столь охотно приглашали на работу в ведущие мировые научные центры и корпорации?

Современная молодежь – продукт информационно-коммуникативной эпохи. Зачастую, она значительно лучше знает о социальных и бытовых условиях и стандартах жизни сверстников из других стран, качестве их образования и профессиональной компетентности. Именно это знание, прагматично «взвешенное» и препарированное через призму личностных приоритетов, и служит основой для принятия ключевого, в жизни многих представителей поколения, решения. Остаться в стране, регионе, городе, селе или уехать искать лучшей доли в другом месте. И историко-патриотическое воспитание здесь – важный, но отнюдь не единственный и решающий фактор.

Сегодня историко-патриотическое воспитание молодежи должно, как минимум, быть подкреплено социальными, профессиональными и иными условиями, обеспечивающими приоритет выбора родной страны, региона, города или села в качестве места, где молодежь видит перспективу самореализации и своё «будущее».

Уже существующие в Нижнем Новгороде и области региональные и муниципальные программы по работе с молодежью сохраняют свою патриотическую направленность. Для чиновников соответствующих ведомств – это наиболее легкий путь освоения бюджетных средств, так как традиционными партнерами выступят занимающиеся теми же проблемами коллеги из органов образования, культуры и спорта. В результате, вновь может возникнуть ситуация, когда формально правильные и не вызывающие отторжения программы и мероприятия окажутся бесполезными в практическом плане.

Новая реальность – новые программы. И в информационно-пропагандистском, и в чисто прикладном измерении, государственные и муниципальные программы сегодня должны способствовать обеспечению максимальной квалифицированной занятости молодежи внутри страны, региона или конкретного населенного пункта. Основная задача – сформировать и предложить молодым набор стимулов и условий, позволяющих получить соответствующее образование и набор компетенций, обеспечивающих достаточно высокий уровень возможностей профессионального и кадрового роста, социальных услуг и гарантий. Это широчайшее «поле работы» как в информационной сфере, так и в реализации конкретных программ в сфере трудоустройства, поддержки предприятий, образовательных, медицинских, спортивных и иных услуг, предлагающих и реализующих высокие жизненные стандарты.

Времена, как уже говорилось выше, меняются. И если предшествовавшая политическая система акцентировала свое внимание в первую очередь на старшем поколении и пенсионерах, как наиболее активном электорате, то наступившее «время» диктует иной политико-социальный тренд. Устремленность в будущее и молодежь как главный политический субъект и фактор. «Новый патриотизм» должен, постепенно, смещать акцент с великого прошлого и гордости за деяния предков, на настоящее – демонстрируя возможности и перспективы, стандарты и условия жизни «здесь и сейчас». А это уже требует от соответствующих государственных и муниципальных органов разработки совместных программ не только с привычными образованием, спортом и культурой, но и со службой занятости, министерствами экономики и промышленности, поддержки предпринимательства, здравоохранения и так далее. Фактически, речь идет о включении «проблемы молодежи» во все социально-экономические проекты и программы региональных и муниципальных органов власти. В общем и целом, инновации, инвестиции и прочие «инн» должны рассматривать молодежь в качестве основного участника проекта – либо в качестве «цели», либо в качестве «основного средства». В противном случае, Нижний Новгород и область так и останутся единственным в Российской Федерации городом-миллионником с сохраняющимся отрицательным балансом численности населения, в том числе, и за счет оттока молодежи в более перспективные места.

«Где родился, там и пригодился!». К какой эпохе относится эта поговорка – автор не знает. Однако её актуальность сегодня сложно переоценить. Да, конечно, современная рыночная Россия нуждается в мобильной рабочей силе и многих других противоречащих данному тезису процессах. Однако все эти проблемы решаемы именно в рамках действий той части молодежи, которая никогда (по индивидуально-психологическим или социально-экономическим причинам) не примет данное утверждение. Практическая реализация принципа, емко сформулированного в народной мудрости, должна стать основой программ и проектов в сфере молодежной политики областных и муниципальных властей в ближайшее время. До очередной смены поколений…

 

Самсонов А.И.,

научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН


Notice: Undefined variable: instance in /var/www/u0863914/data/www/archive.ifregion.com/wp-content/themes/mh-magazine-lite/single.php on line 11

Notice: Undefined variable: args in /var/www/u0863914/data/www/archive.ifregion.com/wp-content/themes/mh-magazine-lite/single.php on line 31

Похожие записи


Notice: Undefined variable: args in /var/www/u0863914/data/www/archive.ifregion.com/wp-content/themes/mh-magazine-lite/single.php on line 82

Notice: compact(): Undefined variable: limits in /var/www/u0863914/data/www/archive.ifregion.com/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 853

Notice: compact(): Undefined variable: groupby in /var/www/u0863914/data/www/archive.ifregion.com/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 853